С одним моим знакомым, Александром, недавно произошёл такой случай. На территории частной автостоянки при выезде из своего ряда он по неосторожности поцарапал стоящий рядом автомобиль. Ситуация банальная. Ведь машины на стоянках приходится парковать впритык. Александр сообщил о происшедшем охраннику и оставил свой телефон.
Вечером, паркуя автомобиль, Александр встретил хозяина задетой им иномарки. Они долго разбирались и, так и не сумев решить вопрос миром, обратились в ГИБДД. Через два часа подъехали сотрудники ГАИ. На Александра был составлен административный протокол, в котором его обвиняли во всех грехах: в оставлении места ДТП, несоблюдении бокового интервала, невключении аварийной сигнализации.
ДТП, как полагается, оформили, и Александр, спокойный, что страховка ОСАГО у него имеется, а значит, страховая компания решит вопрос с потерпевшей стороной, занялся своими делами. Однако спустя некоторое время ему позвонил пострадавший водитель и стал требовать денег. Как оказалось, страховая компания Александра возмещать ущерб отказалась, мотивируя это тем, что ДТП произошло при движении транспортных средств по внутренней территории организации, что страховым случаем не является.
Действительно, согласно Закону об ОСАГО, страховая компания освобождается от выплаты страховой суммы, если причинение вреда автомобилю потерпевшего произошло при движении транспортного средства по внутренней территории организации. Сам закон разъяснения понятия «внутренняя территория организации» не даёт, однако практика исходит из того, что это земельный участок, прилегающий к зданию организации, который принадлежит ей на законном основании. Эта территория должна быть предназначена для движения транспортных средств в целях обеспечения деятельности организации, она должна иметь ограждение и характеризоваться наличием пропускного режима автомобилей при въезде и выезда с неё. Если вред автомобилю потерпевшего причинён в результате ДТП на территории, отвечающей указанным признакам, он не подлежит возмещению страховой компанией. Однако территория автостоянки не содержит такого признака «внутренней территории организации», как целевое использование для обеспечения деятельности организации, поскольку деятельность автостоянки сама по себе направлена именно на хранение автомобилей. Любая частная автостоянка является местом общего пользования и доступна для любого водителя. Следовательно, в данном случае страховая компания обязана была выплатить страховое возмещение.
Александр был вынужден обратиться в суд. В суде представители страховой компании не смогли представить законодательно чёткое определение понятия «внутренняя территория организации», трактуя его достаточно широко. В это понятие почему-то включили прилегающие к дорогам общего пользования территории, парковки, гаражно-строительные, садоводческие кооперативы и автозаправочные станции. В итоге суд всё-таки обязал страховую компанию возместить ущерб автолюбителю. В своём решении суд разъяснил, что согласно п. «к» п.9 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и ч.2 п. «и» ст.6 Закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «к страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в пункте 1... за исключением случаев возникновения ответственности вследствие... причинения вреда... при движении транспортного средства по внутренней территории организации». Однако понятие «внутренней территории организации» в законодательстве не определено и отсутствует. Тогда как ст.1 Закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» даёт понятие – использование транспортного средства – эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Аналогичное понятие «использование транспортного средства» содержится и в Правилах ОСАГО. Таким образом, из закона следует, что стоянка транспортных средств не может являться внутренней территорией организации, поскольку о ней прямо указано в законе.
Для многих страховых компаний отказ от выплат по ОСАГО – это совершенно нормальная практика. Страховщики прекрасно знают, что не правы, и решение суда будет не в их пользу, но всё равно добиваются решения спорных вопросов через суд. Платят только тогда, когда уже невозможно не платить. Финансово страховщики от этого только выигрывают. Ведь из 10 пострадавших реально пойдёт в суд только один – по сравнению с этим выигрышем проценты за просрочку платежа, оплата судебных издержек и услуг представителя – мелочи.
К счастью, в 2008 году ситуация существенным образом изменится. В июне этого года Правительство утвердило поправки в законе об ОСАГО, упрощающие правила работы системы страхования автогражданской ответственности. Изменения в законе «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» должны значительно облегчить жизнь застрахованным автовладельцам. Что касается описанной выше ситуации, то из закона исключается понятие «внутренняя территория организации». То есть ДТП, произошедшие на АЗС, мойках, автостоянках, в гражданских комплексах, парковых зонах и прочих местах будет оформляться так же, словно оно произошло на дороге.
Ольга Лысенко , Авторынок Калининграда, №46 от 20.11.2007