Главкомат российских ВВС хочет вернуть на службу учебно-боевые машины Ту-134УБЛ и Ту-134Ш. Самолеты были списаны в 2011 году после указа Дмитрия Медведева. Издание "Известия" пишет, что командный состав ВВС обратился к главе оборонного ведомства Сергею Шойгу с просьбой о выделении финансовых средств на ремонт списанных лайнеров, который поможет продлить срок их службы.
Известно, что военные запросили примерно 20 миллионов рублей.
Учебно-боевые Ту-134 долгое время были главными средствами подготовки летчиков и штурманов российской Дальней авиации. УБЛ-вариант применялся для выучки пилотов стратегических ракетоносцев Ту-160 и бомбардировщиков Ту-22М3. На Ту-134Ш велась подготовка штурманов дальней авиации. В общей сложности, на вооружении ВВС стояло около 50 разных модификаций Ту-134. Дополнительные варианты подготовки, а именно Ан-24 и Ан-26 - не оснащены нужной бортовой аппаратурой.
Российское правительство приняло решение об остановке эксплуатации Ту-134 после катастрофы одного из таких самолетов, произошедшей под Петрозаводском летом 2011 года. Президентское распоряжение касалось только гражданской авиации, однако оно было учтено и бывшим главой Минобороны Анатолием Сердюковым. Он подписал приказ о прекращении полетов Ту-134. Тогда же было остановлено финансирование ремонтных работ и продление ресурса боевых машин.
2 года назад Главкомат российских ВВС получил предписание о подготовке тактико-технического задания на разработку самолетов, которые заменят Ту-134УБЛ/Ш. Военными рассматривался вариант создания самолетов на основе Ту-204/214, но он был отклонен по нескольким причинам.